В УПК «появился» новый статус лица – ни свидетель, ни обвиняемый.
Телефон экстренной помощи: +7(962) 947 90 66 быстрая заявка Законодатель, в отношении участника уголовного разбирательства, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а дело выделено в отдельное производство, ввел в уголовно-процессуальный кодекс новую статью 56.1
До введения в действия данной нормы, у данного лица, с которым было достигнуто подписание досудебного соглашения, по мнению ряда адвокатов Москвы, следственными органами при расследовании данной категории уголовных дел, ошибочно определялся нейтралитет таких «свидетелей» в деле расследуемого преступления. Принятый закон вносит ряд изменений, определяет порядок участие таких лиц в особых случаях. Главное – определение правового статуса данной категории участника в определенных случаях, его допрос, оглашение и целый ряд изменений в иных статьях УПК – 113,164,264, 281,287,389.13.
Так например, лицо, находившееся под «присмотром» прокурора, с которым заключено соглашение дает показания против соучастников, иных лиц, по большому счету не является свидетелем как таковым, т.к. не предупреждается об ответственности, есть прямая заинтересованность в деле. Конституционный суд России в связи с таковым отмечает процессуальную неопределённость такого лица – ни обвиняемый, ни свидетель (см. постановление № 17 от 2016г.), нет согласия в ранее предлагаемой формулировке «особого свидетеля», «засекреченного свидетеля», который имеет по делу свой личный интерес, так как кластическая позиция свидетеля заключается в полном процессуальном нейтралитете и никакого интереса. Лицо, заключившее соглашение, по мнению многих адвокатов Москвы рассматривается как участник процесса получивший статус на временный период, права его особенные и ограничены, к иным участникам и свидетелю его отнести крайне проблематично, в виду чего на практике напрашивался вопрос о введении в процесс нового участника.
Однако при всей необходимости внедрения данной новеллы, по мнению адвоката Москвы, специализирующегося по защите граждан, обвиняемых по экономическим преступлениям, в том числе по мошенничеству, считает, что никакие изменения в УПК не защитят от недостоверных показаний «таких свидетелей» на своих соучастниках в делах рассматриваемых в общем порядке, оглашение которых перенесено из особого порядка. Если анализировать обвинительные приговоры, вынесенные на основании «засекреченных» свидетелей в особом порядке, то их нарушение понимается количеством вынесенных предупреждений на уровне ЕСПЧ, который обращает внимание на недопустимость и устранение подобного нарушения международной Конвенции.
И последнее, готова ли в настоящее время правоохранительная система к подобным процессуальным изменениям, с признанием допустимости полученных в особых условиях показаниям, которые в большинстве случаев «укладываются» в обвинения без иных прямых доказательств виновности разоблачаемого предполагаемого преступника, лицом, заключившим досудебное соглашение.