+7(962)947-90-66

Консультация адвоката Водопьянова

Телефон экстренной помощи: +7(962) 947 90 66 быстрая заявка

На данной страничке сайта адвокат Водопьянов В.А. ознакомить вас с основными поводами обращения в правоохранительные органы (прокуратуру, органы МВД).
    Основной повод обращения в прокуратуру – это нарушение ваших законных прав со стороны органов государственной власти государственного управления.
     Поводами обращения в прокуратуру могут быть различными, приведу некоторые из них:это  несвоевременная выдача заработной платы, произвол работодателя, вымогательство взяток, бездействие должностных лиц, и.т.д. перечень можно продолжать и заключить его основным, с чем очень часто граждане приходят к прокурору: если им отказали в помощи в полиции, т.е. не зарегистрировали ваше заявление, либо провели по вашему заявлению недостаточную проверку и вынесли необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.  
     В свою очередь прокурор, получив ваше заявление, обязан проверить его обоснованность и при установлении фактов принять меры к их устранению и восстановлению нарушенных прав.
     Законом так же определено, что прокурор обязан добиваться устранения нарушенных прав и закона путем обращения в вашу защиту с иском в суд. Это исключительное право проукрора, закрепленное в УПК РФ.
     В прокуратуру можно обращаться в любое время, когда вы считаете, что ваше право или свободы нарушены.     
     Прокуратура по закону есть единая централизованная система по осуществлению надзора за исполнением действующего законодательства на всей территории РФ. 
    Систему прокуратуры возглавляет генеральный прокурор РФ, которой по должности имеет право отменить любое постановление нижестоящего прокурора и так дальше вниз по вертикале, вышестоящий отменяет принятое постановление нижестоящего прокурора. 
    В процессе обжалования, вы должны знать, что прокурор принявший решение в вашу сторону, по отношению другой стороны, занимает промежуточное положение. Ст. 6 ФЗ "О прокуратуре РФ" требует обязательно к исполнению лицами, нарушившими закон, но не является окончательным, т.к. любое постановление прокуратуры может быть обжаловано в суд.   
    Решение суда является окончательной инстанцией и по отношению вашего обращения к прокурору и прокурорского постановления, которое либо будет отменено как необоснованное, либо останется в силе закона.
    Так же следует знать, что и решение суда первой инстанции не окончательное и в последующем может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию. 
    Но остановимся пока на прокурорском реагировании.
    В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законодательстве РФ. При этом законом запрещается сотрудникам прокуратуры пересылать жалобы органу или должностному лицу, чьи действия либо бездействия обжалуются. 
    Поступившие заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются лично прокурором или его заместителем (ст. 10 ФЗ "О Прокуратуре РФ") в прядке и сроки, установленных законом. Обращение граждан рассматривается органами прокуратуры в срок не менее месяца со дня поступления – не позднее 15 дней на дополнительную проверку. 
     Ответ на жалобу прокурором должен быть мотивирован и сообщено о принятых мерах прокурорского реагирования. Если в жалобе на удовлетворение просьбы отказано, то заявителю должны быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право на обращения в суд. Если рассмотрение вашей жалобы не входило в компетенцию прокуратуры, то оно подлежит пересылке органу, которому в соответствии с его компетенцией надлежит разобраться по существу обращения, с письменным уведомлением заявителя. 
     По закону не существует какой-либо установленной формы обращения к прокурору, однако заявление или жалоба, составленные в произвольной форме, должны содержать все необходимые реквизиты и атрибуты с описанием существа допущенного нарушения, ссылки на конкретные нормы права, с указанием сведений о правонарушителе либо организации, допустившей нарушение закона, время и место где было допущено нарушение.   
     Заявителю так же необходимо оставить полные сведения о себе, для того, чтобы прокурор мог связаться с вами и сообщить о результатах проверки. 
     Жалоба пишется в двух экземплярах на имя прокурора, к жалобе необходимо приложить все необходимые документы в копиях, являющимися доказательствами о допущенных нарушениях закона. 
     Жалоба может быть передана на приеме лично прокурору, через канцелярию либо отправлена по почте.     
 
     Прядок обращения граждан в органы МВД (управления ВД, отделы и отделения ВД)
     В соответствии ст. 140 УПК РФ граждане могут обращаться в полицию в устной или в письменной форме. Сотрудники ОВД обязаны принять заявление о совершенном или готовящемся преступлении, зарегистрировать его в установленном законом порядке. При приеме от гражданина заявления о совершенном или готовящемся преступлении, сотрудники полиции одновременно предупреждают гражданина об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии ст. 306 УК РФ и об этом необходимо помнить. Анонимные заявления в установленном порядке не принимаются и не рассматриваются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
     После выполнения всех формальностей, обратившемуся гражданину выдается талон-уведомление.
     При регистрации сообщения о преступлении дежурный по полиции обязан поставить на заявлении гражданина штамп, в который вносится номер записи в книге сообщений, дата, регистрации, наименование органа ВД, подпись сотрудника принявшего ваше заявление.
     Если ваше заявление поступает в органы ВД по почте, то сначала оно рассматривается начальником полиции, а затем регистрируется в установленном законом порядке. все сообщения по телефону регистрируются в другой книге учета информации. На проверку этой информации дается трое суток со дня ее поступления, затем должно быть принято соответствующее решение в соответствии законом.    
     В соответствии ст. 144 УПК РФ решение по заявлению гражданина должно быть принято в течение 3 суток, в исключительных случаях, когда по фактам, изложенным в заявлениях, требуется дополнительная проверка – 10 суток.
    По заявлению граждан может быть приняты следующие решения: возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела либо передача материалов проверки  в тот орган, на территории которого совершенно преступление. О принятом решении уведомляется заявитель в письменном виде.
    Если гражданин не согласен с принятым решением органа ВД, он может в соответствии со ст. 124, 125 УПК РФ в течение 5-ти суток с момента его уведомления обжаловать это решение в прокуратуре или суде.  
    На практике обжалование действий (бездействий) должностных лиц обжалуется в суд в другие сроки, т.к. постановление из органов ВД порою приходит к заявителю через месяцы, после долгих требований и хождений по инстанциям. Адвокатам эти жалобы в порядке главы 16 УПК РФ известны и они внутренне готовы к таким судебным тяжбам, которые иногда длятся очень долго. 

Вверх