Адвокат представляет Инструкцию следственного комитета, ч. 2
Телефон экстренной помощи: +7(962) 947 90 66 быстрая заявка3. Рассмотрение обращений, запросов
3.1. Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений (запросов) возлагается на руководителей следственных органов, а в центральном аппарате Следственного комитета - на руководителей главных управлений, управлений и отделов.
При установлении недобросовестного отношения к проверке доводов, приведенных в обращениях (запросах), а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих следственных органов Следственного комитета виновные в этом работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
3.2. Рассмотрение обращения (жалобы, запроса) включает в себя выполнение одного из следующих действий:
разрешение;
оставление без разрешения;
передача на разрешение в нижестоящий следственный орган;
направление в другие органы;
приобщение к ранее поступившему обращению (жалобе, запросу).
3.3. Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящий орган Следственного комитета с установлением контроля либо без такового.
Сопроводительное письмо к обращению, направляемому в нижестоящий следственный орган без контроля, подписывает должностное лицо, которому поручено его рассмотрение (исполнитель).
Письмо с поручением о проверке первичного обращения, взятого на контроль, подписывает руководитель подразделения следственного органа, осуществляющего его рассмотрение, или его заместитель. Копия такого обращения приобщается к контрольному производству (к/п).
Уведомление заявителю о направлении обращения для разрешения в обоих случаях подписывает исполнитель.
3.4. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности (переадресовывается) с одновременным извещением об этом заявителей.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращений (запросов) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации в центральном аппарате Следственного комитета подписывается заместителем Председателя Следственного комитета. Сопроводительное письмо с переадресованием указанных обращений (запросов) в нижестоящих следственных органах Следственного комитета подписывается руководителем этого следственного органа.
Уведомление заявителю в данных случаях подписывается в центральном аппарате Следственного комитета руководителем управления или отдела на правах управления, а в нижестоящем следственном органе - его руководителем.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращений граждан и должностных лиц подписывается в центральном аппарате Следственного комитета, в следственных управлениях по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлениях руководителем подразделения, осуществляющего его рассмотрение, или его заместителем; в следственных отделах по городам, районам и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных отделах - руководителем следственного органа или его заместителем.
Уведомление заявителю в данных случаях подписывается исполнителем.
3.5. Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию подразделения Следственного комитета, в который оно поступило, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется руководителю соответствующего подразделения Следственного комитета с одновременным уведомлением об этом заявителя.
При переадресовании обращения (запроса) вышестоящему следственному органу Следственного комитета к нему прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.
3.6. Направление обращения (запроса) на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу следственного органа Следственного комитета, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается.
3.7. Председателю Следственного комитета либо лицу, исполняющему его обязанности, после предварительного рассмотрения в аппарате Председателя Следственного комитета представляются:
обращения Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Председателя Общественной палаты Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также обращения, в которых обжалуются решения или ответы заместителей Председателя Следственного комитета;
парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные Председателю Следственного комитета, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения (ответы) его заместителей;
обращения других лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных работниками Следственного комитета и его следственных органов, а также высшими должностными лицами Российской Федерации.
3.8. Заместителям Председателя Следственного комитета представляются:
обращения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, заместителей председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов, заместителя Председателя Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
обращения и запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные заместителям Председателя Следственного комитета;
обращения, в которых обжалуются решения руководителей главных управлений, управлений, отделов, начальников самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета либо содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Председателя Следственного комитета.
3.9. Руководителям главных управлений, управлений, отделов, центрального аппарата Следственного комитета передаются обращения по вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим поручения Председателя Следственного комитета или его заместителя.
3.10. Руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений Следственного комитета передаются (направляются):
обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
поручения, связанные с рассмотрением запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные поручения, поступившие из Следственного комитета;
запросы и обращения депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;
обращения руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;
обращения руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов военного управления;
обращения руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
обращения других лиц, содержащие сведения о коррупции, злоупотреблении служебным положением и иных правонарушениях, допущенных подчиненными работниками следственных органов Следственного комитета, а также высшими должностными лицами Российской Федерации, выявленных на территории данного субъекта Российской Федерации;
обращения (запросы), в которых обжалуются решения заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина <*>.
--------------------------------
<*> Приказом руководителя следственного органа Следственного комитета перечень обращений и порядок их обязательного доклада может быть расширен.
3.11. Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.
При наличии в обращении (запросе) вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений центрального аппарата Следственного комитета и его следственных органов, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает передачу копий документов в соответствующие управления и отделы, подготовку в срок не позднее 5 дней со дня регистрации единого поручения о проверке, при необходимости ходатайствует о продлении срока ее проведения и даче ответа по существу <*>.
--------------------------------
<*> Обращения (запросы), в рассмотрении которых участвует несколько подразделений, учитываются (заполняются статистические и контрольные карточки) только в подразделении, являющемся ответственным исполнителем.
3.12. В случае неправильного определения подразделения-исполнителя обращение (запрос) не позднее 3 дней с момента поступления возвращается в подразделение по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению с мотивированным письмом руководителя подразделения, которому оно было первоначально направлено, для замены ответственного исполнителя в автоматизированной системе ведомственного документооборота и передачи в соответствующее подразделение, к компетенции которого относится его разрешение. При возникновении разногласий они разрешаются одним из заместителей руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета.
Передача для разрешения в другое подразделение документа, поставленного на особый контроль, возможна только по решению руководителя следственного органа, давшего поручение. Об изменении ответственного исполнителя в обязательном порядке незамедлительно уведомляется подразделение, осуществляющее контроль исполнения.
3.13. В том случае, если поступившее обращение представляет собой дубликат ранее полученного обращения (запроса), оно приобщается к материалам рассмотрения первичных обращений, о чем делается соответствующая отметка в регистрационной карточке документа автоматизированной системы ведомственного документооборота.
3.14. На каждое обращение оформляются статистические карточки (приложение 1).
На парламентские запросы, обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также взятые на контроль обращения граждан, должностных и иных лиц заводятся контрольные карточки (приложение N 2).
4. Разрешение обращений и запросов
4.1. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Председателем Следственного комитета, его заместителями, начальниками главных управлений, управлений, отделов, начальниками самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета, руководителями следственных органов, их заместителями.
В том случае, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не Председателю Следственного комитета, а его заместителю или иному должностному лицу следственного органа Следственного комитета, документ рассматривается как обращение и разрешается в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
4.2. В центральном аппарате Следственного комитета парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взятые на особый контроль Председателем Следственного комитета, в том числе обращения по поводу решений руководителей следственных органов Следственного комитета, разрешаются, как правило, с изучением уголовных дел, а также материалов проверок сообщений о преступлениях.
Для быстрого истребования дел и проверочных материалов используются технические средства связи.
4.3. Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки, проверяются, как правило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
При рассмотрении обращения заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
4.4. Парламентские запросы окончательно разрешаются непосредственно в центральном аппарате Следственного комитета. Направление их для разрешения в подчиненные следственные органы не допускается.
4.5. Запрещается направление обращений и запросов в следственные органы Следственного комитета, не имеющие полномочий на их разрешение, или органы, ранее принимавшие оспариваемые решения по поставленным в обращениях вопросам, а также тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
4.6. Поручения нижестоящим следственным органам Следственного комитета о проверке изложенных в обращениях (запросах) доводов даются с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.
4.7. Задания о проверке парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подписываются Председателем Следственного комитета или его заместителем либо по их поручению руководителем соответствующего подразделения Следственного комитета.
4.8. Если по объективным причинам поручение не может быть своевременно исполнено, перед должностным лицом, давшим это поручение, возбуждается ходатайство о продлении срока, а заявителю сообщается о продлении срока разрешения обращения. Уведомление о продлении срока рассмотрения депутатского обращения подписывает руководитель того подразделения, в котором осуществляется его рассмотрение, а обращения гражданина, должностного или юридического лица - исполнитель.
4.9. При выполнении поручения вышестоящего следственного органа Следственного комитета к направляемой информации о его выполнении прилагаются материалы проверки, копии документов соответствующего реагирования. Решения в таких случаях принимаются только в следственном органе Следственного комитета, давшем поручение.
4.10. При необходимости подчиненным следственным органам Следственного комитета могут даваться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено, но окончательное решение по таким обращениям также принимается только тем следственным органом Следственного комитета, который давал поручения.
4.11. При рассмотрении и разрешении обращений в необходимых случаях истребуются нормативные документы, берутся объяснения у тех лиц, действия которых обжалуются, и иных лиц.
4.12. Парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные обращения, взятые на особый контроль, разрешаются с учетом заключения, вынесенного по результатам проверки должностным лицом, которому была поручена проверка. В том случае, когда из подчиненного следственного органа Следственного комитета поступило заключение, полно отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается Председателю Следственного комитета или его заместителю, поручившему проверку.
4.13. Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось, и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.
Решение о прекращении переписки принимается руководителем следственного органа Следственного комитета, а в центральном аппарате Следственного комитета - заместителем Председателя Следственного комитета путем утверждения мотивированного заключения исполнителя, согласованного с руководителем отдела, отдела на правах управления, управления, главного управления. Сообщение об этом в 30-дневный срок со дня регистрации обращения направляется автору с подписью исполнителя.
Вновь поступившее обращение заявителя, переписка с которым прекращена, при отсутствии в нем новых доводов оставлять без разрешения по рапорту исполнителя, согласованному с его руководителем.
Не является основанием для возобновления переписки несогласие заявителя с принятым решением.
Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
4.14. По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений:
"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуется ранее данный ответ или по первичному обращению принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными либо не относящимися к компетенции следственного органа;
"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения; приобщено к материалам уголовного дела (контрольного дела); прекращена переписка;
"направлено в иной орган" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другой следственный орган Следственного комитета, в другое ведомство или в суд (по принадлежности).
4.15. При разрешении обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, сомнению не подлежат, если не стали известны новые достоверные обстоятельства.
4.16. По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
4.17. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с материалами или отдельными документами принимают должностные лица, правомочные (уполномоченные) принимать решение по существу обращения. Справка о том, с какими документами заявитель ознакомлен, приобщается к материалам проверки.