+7(962)947-90-66

Адвокат дает разъяснения, что такое провокация по уголовным делам.

Телефон экстренной помощи: +7(962) 947 90 66 быстрая заявка

 Адвокату, оказывающему услуги и юридическую помощь по уголовным делам, очень часто задают вопросы и просят дать правильное юридическое объяснение  Российскому Законодательству, которое регламентирует проведение оперативно-розыскных мероприятий. К сожалению, в заданных вопросах граждане очень часто говорят о том, что они нередко становятся свидетелями или жертвами того, что подозреваемым, для закрепления вины в несовершенном уголовном преступлении, оперативные сотрудники подбрасывают не принадлежащие им наркотики и другие запрещенные законом предметы. 
       Вопрос адвокату: на основании, каких нормативных актов и Законов сотрудникики полиции проводят оперативные мероприятия по закупке наркотических веществ у граждан? 
       Ответ: в соответствии статьи 1 и 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" закупка любых запрещенных веществ и предметов называется оперативно-розыскным мероприятием. Согласно этому Закону оперативным сотрудникам разрешается на территории России проводить оперативные мероприятия указанными в Законе подразделениями правоохранительных органов.  Данные мероприятия проводятся только в пределах предоставленных им полномочий и для защиты жизни и здоровья граждан. Следует заметить, что все оперативные мероприятия направлены именно для защиты от преступного посягательства на граждан, а не наоборот.
       В статье 49 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" дается подробное разъяснение, в каких случаях может проводиться проверка и  закупка оперативными работниками наркотиков и иных запрещенных веществ. В законе четко определенно, что закупка имеет место только под строгим контролем оперативных сотрудников. В прямом действии требование ФЗ № 3-ФЗ сочетается со статьей 3 Закона № 144-ФЗ, в которой определенно, что все оперативные мероприятия проводимые уполномоченными органами должны прямо основываться на Конституции. 
       Вопрос адвокату: на основании, каких документов или разрешений оперативные сотрудники проводят оперативный эксперимент, законна ли провокация?
       Ответ: Статья 9 Закона № 144-ФЗ указывает, что если оперативными сотрудниками при проведении оперативных мероприятий ограничиваются Конституционные права граждан, такие как: тайна переписки, ведение телефонных переговоров, почтовые отправки, в том числе затрагивается неприкосновенность жилища, то для проведения таких мероприятий требуется постановление федерального судьи. 
       На практике заинтересованные оперативные службы для проведения таких мероприятий обращаются в суд со своим ходатайством по месту нахождения проведения закупки, например наркотиков. Поступившее ходатайство рассматривается Федеральным судьей единолично сразу же на момент его поступления в суд. В случае установления нарушения закона в проводимых оперативных мероприятий в отношении граждан или его жилища, суд имеет право отказать оперативным службам в их просьбе. 
       Необходимо знать, что основанием для проведения оперативных мероприятий, которые ограничивают Конституционные права граждан, является мотивированное специальное постановление руководителя оперативной службы, перечень этих должностных лиц строго ограничен Законом. Любые провокации со стороны оперативных служб Законом строго запрещены и виновные должностные лица, а так же их исполнители преследуются уголовным наказанием.  
       Вопрос адвокату: руководствуются ли Российские оперативные службы на постановление Европейского суда, указывающего на то, что «…любые закупки наркотических веществ под контролем полиции без дополнительных доказательств не являются доказательством сбыта наркотиков»? Действительно ли Законом об оперативных службах, полицейским категорически запрещается подстрекать или иным образом склонять граждан к совершению уголовного преступления? 
       Ответ:  Подстрекательство в любом виде, как и провокация на совершение гражданами уголовного преступления, в том числе связанного с наркотиками, есть уголовное преступление самих полицейских и их действия Закон расценивает как выходящие за рамки их полномочий.   
       Более того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 подчеркивает, что Российская Федерация является участником Конвенции о защите прав человека и полностью признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Все толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней обязательны для России. В случае выявления провокации со стороны оперативных служб при проведении ими закупок наркотиков, адвокаты, защищающие права и свободы своих клиентов в обязательном порядке обжалуют такие действия в судебном порядке, и требуют привлечения виновных к уголовной ответственности.  Следовательно, вся практика Европейского Суда по правам человека является обязательной для Российского правосудия, и любое нарушение порядка проведения оперативных мероприятий в отношении граждан России будет рассматриваться судебными органами как грубое попирание Конвенции о защите прав человека.
       Вопрос адвокату: когда суд приравнивает проведение проверочной закупки как провокацию?
       Ответ: Самый больной вопрос. К сожалению, до настоящего времени некоторая часть оперативных сотрудников, "гонясь" за дутыми показателями в работе не гнушаться провокацией. Следует признать, что в недалеком прошлом такие провокационные оперативные «ходы» сходили с рук оборотням. Многие граждане пострадали от подбрасывания подозреваемым наркотиков и других запрещенных предметов. Однако, в настоящее время с принятием Закона № 144 в случае обнаружения и выявления таких фактов, «услужливым» полицейским грозит уголовное наказание сроком на десять лет. 
    Чтобы разобраться с практикой по уголовным делам о преступлениях по наркотикам и понять, что судами понимается под подстрекательством или иным склонением лиц, к совершению уголовного преступления, адвокат рекомендует ознакомиться с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года.
    Другими словами – подстрекательство и провокации Законом строго запрещены.

Вверх